Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Кировский центр социальной помощи семье и детям

«Паруса надежды»

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ЗДОРОВЬЕ»

 

 


Содержание

1.

Актуальность проекта

3

2.

Нормативно-правовые документы

4

3.

Цели и задачи проекта

4

4.

Приоритетные аспекты

5

5.

Физиолого-валеологическое направление

6

6.

Оздоровительные методики

10

7.

План оздоровительных мероприятий

 20

 

 

 

 

Проблемы сохранения здоровья несовершеннолетних, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить несовершеннолетнему возможность не только сохранения здоровья за период нахождения в центре, но и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья несовершеннолетних, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях   науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:

·        интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

·        стрессовая ситуация в семье и школе;

·        несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

·        недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

·        недостатки в существующей системе физического воспитания;

·        отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы

Не секрет, что дети, поступающие на реабилитацию в учреждение,  не отличаются здоровьем. Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие его эффективной деятельности. Нами с целью разработки технологий обеспечения и развития здоровья детей был разработан проект «Здоровье».

 

Нормативно-правовые документы:

Нормативно-правовой и документальной основой проекта   в ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» являются:

ØКонституция Российской федерации

ØДекларация прав и свобод человека и гражданина

ØКонвенция о правах ребёнка

ØФедеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

ØФедеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ØФедеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации»

ØФедеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

ØУказ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

ØУстав ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»

Реализация данного проекта происходит в стационарном отделении и в отделении дневного пребывания несовершеннолетних. 

Цели проекта:

•        создание в учреждении организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников реабилитационного процесса;

•        создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

•        обеспечение системы  сбалансированного питания в учреждении с учетом особенностей состояния здоровья участников реабилитационного процесса;

Задачи проекта:

•        четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

•        гигиеническое нормирование  режима дня;

•        освоение педагогами новых методов деятельности в процессе реабилитации несовершеннолетних, использование сберегающих здоровье технологий

•        планомерная организация полноценного сбалансированного питания несовершеннолетних;

Приоритетными аспектами в проекте сохранения здоровья детей в центре  являются

•        педагогический аспект;

•        физиолого-валеологический аспект;

•        психологический аспект.

Каждое из этих направлений содержит инвариантную (отчуждаемую) часть - технологии работы медицинского работника, педагога-психолога, воспитателей, и иных педагогов  в учреждении, технологичный режим их взаимодействия и вариативную часть.

Педагогический аспект включает в себя повседневную деятельность воспитателя, знакомство в здоровым образом жизни, профилактикой заболеваний в повседневной жизни.

Психологический аспект подразумевает индивидуальные и групповые реабилитационные  занятий по  коррекции и развитию личности несовершеннолетних.

 

 

Физиолого-валеологическое направление состоит из лечебно-профилактической  и общегигиенической работы. Это

1.      скрининг-тестирование вновь поступающих детей для определения функционального состояния ребенка и его физического развития

-        анкетный тест-опрос на выявление жалоб со стороны сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной и мочевыделительной, а также при заболеваниях носоглотки и аллергических заболеваний;

-        оценка физического развития по массо-ростовым показателям, гармоничности развития;

-        оценка уровня биологической зрелости;

-        исследование опорно-двигательного аппарата;

-        оценка остроты зрения;

-        выявление нарушений слуха;

-        измерение АД, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.

2.      Углубленные осмотры узкими специалистами. Составление плана наблюдения и лечения детей, находящихся на Д-учете.

3.      Распределение детей по группам здоровья и группам физического развития.

4.      Ознакомление воспитателей   с результатами осмотров.

5.      Профориентационная работа с несовершеннолетними  в соответствии с состоянием здоровья.

6.      Составление плана и проведение профпрививок,  согласно эпид. показаниям,  подготовка к ним детей 

7.      Профилактика туберкулеза: проведение реакции Манту, отбор детей, нуждающихся в специфическом лечении.

8.      Амбулаторный прием. Раннее выявление и изоляция детей с острыми инфекционными заболеваниями, соблюдение карантина, выполнение карантинных мероприятий.

9.      Осмотр детей на педикулез и чесотку, санация.

10.    Обследование детей на энтеробиоз, лечение и диспансерное наблюдение детей.

11.    Фитопрофилактика и витаминотерапия в весенне-осенние месяцы.

12.    Профилактика и лечение сезонных обострений хронических заболеваний.

13.    Проведение оздоровительных мероприятий:

а)      - утренняя гимнастика;

-        полоскание зева содо-солевым раствором;

-        прием лимонно-чесночной настойки; мытье ног холодной водой;

-        сухое обтирание (дошкольники);

-        самомассаж ушной раковины;

-        массаж по Уманской;

-        ЛФК для детей с нарушением осанки и плоскостопием;

-        ЛФК для детей с нарушением зрения и ЧДБ.

б)      Дети, часто болеющие, с хроническими заболеваниями носоглотки:

-        медикаментозная терапия;

-        физиотерапия;

-        витаминотерапия.

в)      Дети со сниженной остротой зрения:

-        медикаментозная терапия;

-        гимнастика для глаз;

-        витаминотерапия;

-        фитотерапия.

г)       Дети с хроническими заболеваниями печени и ЖКТ:

-        медикаментозная терапия;

-        диетотерапия;

-        фитотерапия;

-        биопрепараты;

-        физиотерапия;

-        ЛФК и массаж;

-        обследование на я/г.

д)      Дети с заболеванием мочевыделительной системы и энурезом:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия;

-        массаж;

-        занятия с психологом.

ж)      Дети с заболеваниями ССС и СД:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия;

-        массаж.

з)       Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата:

-        ЛФК;

-        массаж;

-        сон на щите;

-        ношение супинаторов.

и)      Дети с заболеваниями легких:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия

-        ЛФК.

14.    Организация и проведение оздоровительных мероприятий во время летнего отдыха и школьных каникул.

15. Контроль за работой пищеблока и организация питания

-        соблюдение санитарно-эпидемического режима;

-        ведение медицинской документации на пищеблоке;

-        контроль за прохождением медосмотра работниками пищеблока;

-        осмотр персонала пищеблока на гнойничковые заболевания;

-        контроль за рациональностью питания, расчет калорийности, создание картотеки блюд и примерного 10-дневного меню;

-        С-витаминизация пищи;

-        включение в рацион йодированных продуктов.

16.    Контроль за организацией учебно-воспитательного процесса:

-        соблюдение режима ученых занятий;

-        контроль за санитарным состоянием помещений;

-        контроль за режимом проветривания, температурным режимом и освещением комнат;

-        контроль пищевого режима.

17. Санитарно-просветительная работа

а)      Пропаганда здорового образа жизни:

-        проведение бесед и лекций на различные темы по семьям и возрастным группам;

-        оформление уголков здоровья по семьям и в медицинском кабинете;

-        проведение «дней здоровья», викторин.

б)      Профилактика травматизма:

-        проведение бесед по семьям;

-        оформление уголков здоровья;

-        обучение детей правилам оказания первой медицинской помощи.

Ожидаемые результаты реализации проекта является улучшение здоровья детей и подростков, снижение острой и хронической заболеваемости, использование эффективных медицинских технологий в условиях пребывания в учреждении, профилактической оздоровительной работы с каждым конкретным ребенком, повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи, организация полноценного питания, развитие спортивно-массовой и оздоровительной работы

 

 

Оздоровительные методики

 

  

Закаливание

Закаливание - существенная часть оздоровительных мероприятий в ГБУ. Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах: рациональный выбор процедур, систематичность их проведения, постепенность и увеличение силы воздействия, непрерывность, индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы. Закаливание осуществляет воспитатель с помощью младшего воспитателя под контролем медицинского работника. При организации закаливания детей разбивают на группы: I группа - здоровые дети, II группа - здоровые дети, которые ранее не закаливались, III группа - дети, имеющие хронические заболевания и которые перенесли какое-либо длительное заболевание. Для детей II группы конечная температура будет на 1-3 0 выше.

Одним из наиболее доступных методов является воздушное закаливание. Основное условие его эффективности - постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20-21 0 С. Закаливание воздухом осуществляется во время пребывания детей на прогулке, в помещении. Важно, чтобы их одежда соответствовала гигиеническим требованиям и условиям погоды. При нормальной температуре воздуха в помещении дети находятся в облегченной одежде (синтетические ткани не рекомендуются). Помещение регулярно проветривается.

Закаливание происходит и во время сна в спальной комнате, если в ней поддерживается необходимая температура воздуха, В спальне во время сна открывают фрамуги так, чтобы близко лежащие дети не подвергались охлаждению. Надо следить, чтобы дети во время сна не раскрывались. За 20-30 минут до подъема фрамуги закрывают. Здоровые закаленные воспитанники могут одеваться и раздеваться во время подъема и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха в спальной комнате с 21-20 °С до 18-16 °С.

 

Приготовление лимонно-чесночной настойки

На 1 литр кипяченой воды: 2 лимона и 2 головки чеснока. Лимон с цедрой и чеснок мелко порезать, настаивать трое суток при комнатной температуре.

Настойку хранят в холодильнике.

Принимать по 1 чайной ложке за 20 минут до еды утром.

Курс: с ноября по март.

Приготовление йодо-содо-солевого раствора

Из расчета на 200 грамм кипяченой воды - 1 чайная ложка пищевой соды, 1Л чайной ложки соли, 5 капель раствора йода.

Применяется для полоскания горла в старшем дошкольном возрасте и носоглотки в младшем дошкольном возрасте.

Курс: 10 дней в квартал.

Обтирание до пояса варежкой

Условия: варежка на каждого ребенка из махровой ткани, чуть больше ладони ребенка; таз.

В таз наливается вода. Дети друг за другом по очереди мочат варежку, отжимают ее, вначале растирают грудь, затем меняются варежками и растирают спины друг другу. Потом растираются полотенцем в течение 5 минут для легкого покраснения кожи.

Начальная температура воды 34-35 °С, температура воздуха + 23 °С. Температура воды каждые 3-4 дня снижается на 2° и доводится до + 22°С.

Обширное умывание

Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказав при этом «Раз»; то же проделать с левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «Раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «Раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть их насухо.

Примечание: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, приговаривая «Раз, два» и т.д.

Полоскание горла водой комнатной температуры

Эффективным методом, дополняющим закаливание в дошкольной группе, является полоскание горла холодной водой - первоначальная температура 30-32 °С, доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи.

Еще больший закаливающий эффект достигается при изменяющейся температуре воздуха в помещениях группы в соответствии с характером деятельности детей: при спокойной деятельности температура более высокая (+20-22 °С); при активной - более низкая (до +16-14 °С).

Методика контрастного обливания ног

При проведении закаливающих процедур должны иметься в наличии: ковш на ,5 л для обливания ног, деревянные мостки, индивидуальные маркированные полотенца. Необходимо обеспечить санитарно-гигиенические условия.

Методика контрастного обливания ног заключается в попеременном воздействии холодной и теплой воды (температура воды: 34-35°С - 25-26°С - 34-35°С).

Обливание проводится только когда, когда у ребенка теплые ноги. Если они охлаждены, их следует предварительно согреть растиранием. Температура воздуха в помещении должна быть 20°С.

После процедуры ноги ребенка насухо вытирают чистым индивидуальным полотенцем.

В холодное время года закаливание проводится после сна, а в теплое время года - после прогулки.

Методика контрастного водного душа

Контрастный водный душ можно принимать в течение 4-5 минут ежедневно после легкой утренней зарядки.

В начале обливание ребенка проводится от плеч теплой водой (+38 °С) в течение 30-35 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 °С и обливание длится 20-25 секунд. Далее процедура повторяется.

Через 7-10 дней разница температур увеличивается до 4-6 °С и постепенно доводится до + 15-16 °С.

Схема проведения закаливания

1 день - температура воды

-38-36-38

2 день -

38-36-38

3 день -

38-36-38

4 день -

38-34-38

5 день -

38-34-38

6 день -

38-34-38

7 день -

38-32-38

8 день -

38-32-38

9 день -

38-32-38 и т.д.

 

Из схемы видно, что каждые 3 дня промежуточная температура воды снижается на 2°С и доводится до 23 °С (38-23-38).

Воздействие горячего закаливания на организм ребенка

Контрастные температуры воды (+ 40°С) и воздуха (+20 °С) действуют на кожу и подкожные ткани, содержащие нервные окончания - рецепторы, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям, как к тепловым, так и к Холодовым. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей сужаются, за счет чего возрастает кровенаполнение в других отдела сердечно-сосудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде. Таким образом, горячее закаливание можно рассматривать как совершенствование терморегуляции.

 

Методика горячего закаливания

Горячее закаливание проходит в IV этапа.

I        этап - обтирание до пояса варежкой, смоченной в воде, температура которой

40 °С . обтирание проводится в следующей последовательности: грудь, живот, верхние конечности, спина. Длительность процедур - 1 -2 минуты. Растереться полотенцем насухо.

II       этап - обтирание в той же последовательности, что и на I этапе. По окончании

Водной процедуры полотенцем не растираться, для тренировки приспособительной реакции к более длительному охлаждающему действию.

Закончить закаливающую процедуру комплексом физических упражнений.

III      этап- обливание под душем, температура воды +40 °С. Длительность процедуры 15-30 секунд. По окончании процедуры промокнуть крупные капли воды и выполнить комплекс физических упражнений.

IV     этап - обливание под душем, температуру воды снижать каждую неделю на 1 °С (с 40 °С до 30 °С).

Длительность I, II, III этапа составляет 3 месяца.

Медотводы: После перенесенного простудного заболевания - 1 неделя (сухое обтирание).

После перенесенной пневмонии - 1 месяц (сухое обтирание).

Статические упражнения, направленные на изменения типа дыхания

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерьюно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

-        дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

-        необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

-        дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

-        выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

-        дышать надо носом.

Диафрагмальное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Ладонь правой руки лежит на животе, левой - на груди. Вдох: брюшная стенка вытягивается, правая рука поднимается, левая неподвижна. Выдох: живот втягивается, при этом правая рука слегка сдавливает брюшную стенку, левая неподвижна. Вдох через нос, выдох - через рот. Сначала выдох спокойный, позже, по мере овладения этим типом дыхания, выдох усиливается и завершается предельным напряжением мышц передней брюшной стенки. Грудное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в колеях. Вдох: правая рука неподвижна, левая поднимается вверх за счет расширения грудной клетки. Выдох: правая рука неподвижна, левая опускается вниз. Вдох через нос, выдох через рот.

Полное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Вдох: одновременно поднимаются обе руки. Выдох: одновременно опускаются обе руки. Вдох через нос, выдох через рот. .

Исходное положение заем меняют: сначала дыхательные упражнения делают сидя, удобно откинувшись на спинку стула, а потом стоя, акцентируя внимание на диафрагмальном типе дыхания.

Самомассаж ушных раковин

Ушная раковина чрезвычайно богата активными точками: их плотность превосходит таковую на других участках тела в 100 раз. И все они имеют связи с соответствующими областями, зонами головного мозг, а через - них - с внутренними органами. Из этого логично следует, что когда человек моет, вытирает или массирует уши, он воздействует на организм в целом.

Самомассаж ушных раковин проводится с целью укрепления организма и как профилактика заболеваний.

Начинается массаж с поглаживания мочки уха, переходя последовательно на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины; растирание - прямолинейное, круговое, щипцеобразное; разминание - надавливание щипцеобразное. В процессе массажа ушной раковины появляется ощущение тепла.

Требования к процедуре самомассажа:

1.      Выполняйте процедуру сидя, все тело должно быть расслабленным.

2.      Дышите спокойно, концентрируя мысли на выполняемых приемах.

3.      Приемы следует выполнять в соответствующей последовательности, плавно, легко, однако, не теряя контакта с кожей.

4.      Постепенно увеличивайте скорость движений и силу воздействия, затем так же постепенно уменьшайте их.

Самомассаж по Уманской

Для повышения адаптационно-защитных возможностей организма, профилактики и лечения заболеваний органов дыхания эффективно применение точечного массажа. Необходимо точное определение массируемых зон и правильная техника массажа.

Схема биологически активных зон

1       - в центре тела грудины, на уровне прикрепления 4-го ребра.

2       - в центре рукоятки грудины.

3       - в центре яремной вырезки грудины.

4       - симметричная, на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.

5       - в центре надпереносья, в углублении между надбровными дугами.

6       - симметричная, у внутреннего края надбровной дуги

7       - симметричная, между носогубной складкой и серединой крыла носа.

8       - симметричная, в углублении спереди козелка уха.

9       - симметричная, в углублении сзади основания мочки уха.

10     - симметричная, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины.

11     - между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка.

12     - симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, а конце кожной складки при отведенном большом пальце.

13     - симметричная, на кончиках всех пальцев рук, на 3 мм снаружи угла ногтевого ложа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План оздоровительных мероприятий

 

Сентябрь

1.      Вакцинация препаратом «Гриппол».

2.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

3.      Массаж ушной раковины с 20 сентября по 30 сентября,

4.      Полоскание горла прохладной водой.

5.      Воздушные ванны.

Октябрь

1.      Чесночно-лимонная настойка.

2.      Массаж по Уманской.

3.      Полоскание горла прохладной водой с 20 октября по 30 октября.

4.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание. Прием поливитаминов.

5.      Полоскание горла прохладной водой.

Ноябрь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонная настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 ноября по 30 ноября.

4.      Самомассаж ушной раковины с 1 ноября по 10 ноября.

5.      Массаж по Уманской ежедневно.

Декабрь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла со до-йод о-солевым раствором с 20 декабря по 30 декабря.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Январь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 января по 30 января.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Февраль

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20февраля по 30 февраля.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Март

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 марта по 30 марта.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Апрель

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20апреля по 30 апреля.

3.      Массаж по Уманской.

4.      Самомассаж ушной раковины с 1 апреля по 10 апреля.

5.      Прием поливитаминов.

Май

1.     Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.     Ходьба по массажным коврикам

 

 

 

 

 

 

 

С Днем рождения!

Макарова

Александра Евгеньевича 

 1 февраля 

Нефедову Аллу Николаевну

4 февраля

Вахромову

Лидию Александровну

5 февраля

Сухорукова Олега Николаевича

11 февраля

Кулешову Елену Михайловну

17 февраля

Сухорукову

Марину Александровну

22 февраля

Богачеву Галину Сергеевну

  26 февраля

Кулакову Ольгу Сергеевну

  28 февраля 

 Масленную Ирину Викторовну

  28 февраля