Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Кировский центр социальной помощи семье и детям

«Паруса надежды»

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«ЗДОРОВЬЕ»

 

 


Содержание

1.

Актуальность проекта

3

2.

Нормативно-правовые документы

4

3.

Цели и задачи проекта

4

4.

Приоритетные аспекты

5

5.

Физиолого-валеологическое направление

6

6.

Оздоровительные методики

10

7.

План оздоровительных мероприятий

 20

 

 

 

 

Проблемы сохранения здоровья несовершеннолетних, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, cохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить несовершеннолетнему возможность не только сохранения здоровья за период нахождения в центре, но и сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья несовершеннолетних, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях   науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Выявлены причинно-следственные факторы, негативно влияющие на здоровье детей данного класса:

·        интенсификация учебного процесса и гиподинамия;

·        стрессовая ситуация в семье и школе;

·        несоблюдение санитарно-гигиенических требований к организации учебного процесса;

·        недостаточная подготовка родителей и педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;

·        недостатки в существующей системе физического воспитания;

·        отсутствие межведомственного подхода к решению данной проблемы

Не секрет, что дети, поступающие на реабилитацию в учреждение,  не отличаются здоровьем. Здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно тем, что составляет непременное условие его эффективной деятельности. Нами с целью разработки технологий обеспечения и развития здоровья детей был разработан проект «Здоровье».

 

Нормативно-правовые документы:

Нормативно-правовой и документальной основой проекта   в ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» являются:

ØКонституция Российской федерации

ØДекларация прав и свобод человека и гражданина

ØКонвенция о правах ребёнка

ØФедеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

ØФедеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ØФедеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации»

ØФедеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

ØУказ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

ØУстав ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»

Реализация данного проекта происходит в стационарном отделении и в отделении дневного пребывания несовершеннолетних. 

Цели проекта:

•        создание в учреждении организационно - педагогических, материально -технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровье сбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников реабилитационного процесса;

•        создание материально - технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной и пропагандистской работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни;

•        обеспечение системы  сбалансированного питания в учреждении с учетом особенностей состояния здоровья участников реабилитационного процесса;

Задачи проекта:

•        четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;

•        гигиеническое нормирование  режима дня;

•        освоение педагогами новых методов деятельности в процессе реабилитации несовершеннолетних, использование сберегающих здоровье технологий

•        планомерная организация полноценного сбалансированного питания несовершеннолетних;

Приоритетными аспектами в проекте сохранения здоровья детей в центре  являются

•        педагогический аспект;

•        физиолого-валеологический аспект;

•        психологический аспект.

Каждое из этих направлений содержит инвариантную (отчуждаемую) часть - технологии работы медицинского работника, педагога-психолога, воспитателей, и иных педагогов  в учреждении, технологичный режим их взаимодействия и вариативную часть.

Педагогический аспект включает в себя повседневную деятельность воспитателя, знакомство в здоровым образом жизни, профилактикой заболеваний в повседневной жизни.

Психологический аспект подразумевает индивидуальные и групповые реабилитационные  занятий по  коррекции и развитию личности несовершеннолетних.

 

 

Физиолого-валеологическое направление состоит из лечебно-профилактической  и общегигиенической работы. Это

1.      скрининг-тестирование вновь поступающих детей для определения функционального состояния ребенка и его физического развития

-        анкетный тест-опрос на выявление жалоб со стороны сердечно-сосудистой системы, пищеварительной, нервной и мочевыделительной, а также при заболеваниях носоглотки и аллергических заболеваний;

-        оценка физического развития по массо-ростовым показателям, гармоничности развития;

-        оценка уровня биологической зрелости;

-        исследование опорно-двигательного аппарата;

-        оценка остроты зрения;

-        выявление нарушений слуха;

-        измерение АД, частоты сердечных сокращений, частоты дыхания.

2.      Углубленные осмотры узкими специалистами. Составление плана наблюдения и лечения детей, находящихся на Д-учете.

3.      Распределение детей по группам здоровья и группам физического развития.

4.      Ознакомление воспитателей   с результатами осмотров.

5.      Профориентационная работа с несовершеннолетними  в соответствии с состоянием здоровья.

6.      Составление плана и проведение профпрививок,  согласно эпид. показаниям,  подготовка к ним детей 

7.      Профилактика туберкулеза: проведение реакции Манту, отбор детей, нуждающихся в специфическом лечении.

8.      Амбулаторный прием. Раннее выявление и изоляция детей с острыми инфекционными заболеваниями, соблюдение карантина, выполнение карантинных мероприятий.

9.      Осмотр детей на педикулез и чесотку, санация.

10.    Обследование детей на энтеробиоз, лечение и диспансерное наблюдение детей.

11.    Фитопрофилактика и витаминотерапия в весенне-осенние месяцы.

12.    Профилактика и лечение сезонных обострений хронических заболеваний.

13.    Проведение оздоровительных мероприятий:

а)      - утренняя гимнастика;

-        полоскание зева содо-солевым раствором;

-        прием лимонно-чесночной настойки; мытье ног холодной водой;

-        сухое обтирание (дошкольники);

-        самомассаж ушной раковины;

-        массаж по Уманской;

-        ЛФК для детей с нарушением осанки и плоскостопием;

-        ЛФК для детей с нарушением зрения и ЧДБ.

б)      Дети, часто болеющие, с хроническими заболеваниями носоглотки:

-        медикаментозная терапия;

-        физиотерапия;

-        витаминотерапия.

в)      Дети со сниженной остротой зрения:

-        медикаментозная терапия;

-        гимнастика для глаз;

-        витаминотерапия;

-        фитотерапия.

г)       Дети с хроническими заболеваниями печени и ЖКТ:

-        медикаментозная терапия;

-        диетотерапия;

-        фитотерапия;

-        биопрепараты;

-        физиотерапия;

-        ЛФК и массаж;

-        обследование на я/г.

д)      Дети с заболеванием мочевыделительной системы и энурезом:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия;

-        массаж;

-        занятия с психологом.

ж)      Дети с заболеваниями ССС и СД:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия;

-        массаж.

з)       Дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата:

-        ЛФК;

-        массаж;

-        сон на щите;

-        ношение супинаторов.

и)      Дети с заболеваниями легких:

-        медикаментозная терапия;

-        фитотерапия

-        ЛФК.

14.    Организация и проведение оздоровительных мероприятий во время летнего отдыха и школьных каникул.

15. Контроль за работой пищеблока и организация питания

-        соблюдение санитарно-эпидемического режима;

-        ведение медицинской документации на пищеблоке;

-        контроль за прохождением медосмотра работниками пищеблока;

-        осмотр персонала пищеблока на гнойничковые заболевания;

-        контроль за рациональностью питания, расчет калорийности, создание картотеки блюд и примерного 10-дневного меню;

-        С-витаминизация пищи;

-        включение в рацион йодированных продуктов.

16.    Контроль за организацией учебно-воспитательного процесса:

-        соблюдение режима ученых занятий;

-        контроль за санитарным состоянием помещений;

-        контроль за режимом проветривания, температурным режимом и освещением комнат;

-        контроль пищевого режима.

17. Санитарно-просветительная работа

а)      Пропаганда здорового образа жизни:

-        проведение бесед и лекций на различные темы по семьям и возрастным группам;

-        оформление уголков здоровья по семьям и в медицинском кабинете;

-        проведение «дней здоровья», викторин.

б)      Профилактика травматизма:

-        проведение бесед по семьям;

-        оформление уголков здоровья;

-        обучение детей правилам оказания первой медицинской помощи.

Ожидаемые результаты реализации проекта является улучшение здоровья детей и подростков, снижение острой и хронической заболеваемости, использование эффективных медицинских технологий в условиях пребывания в учреждении, профилактической оздоровительной работы с каждым конкретным ребенком, повышения эффективности и качества оказания медицинской помощи, организация полноценного питания, развитие спортивно-массовой и оздоровительной работы

 

 

Оздоровительные методики

 

  

Закаливание

Закаливание - существенная часть оздоровительных мероприятий в ГБУ. Правильное закаливание основывается на следующих известных принципах: рациональный выбор процедур, систематичность их проведения, постепенность и увеличение силы воздействия, непрерывность, индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния здоровья, особенностей нервной системы. Закаливание осуществляет воспитатель с помощью младшего воспитателя под контролем медицинского работника. При организации закаливания детей разбивают на группы: I группа - здоровые дети, II группа - здоровые дети, которые ранее не закаливались, III группа - дети, имеющие хронические заболевания и которые перенесли какое-либо длительное заболевание. Для детей II группы конечная температура будет на 1-3 0 выше.

Одним из наиболее доступных методов является воздушное закаливание. Основное условие его эффективности - постоянное пребывание детей в хорошо проветренном помещении с температурой воздуха 20-21 0 С. Закаливание воздухом осуществляется во время пребывания детей на прогулке, в помещении. Важно, чтобы их одежда соответствовала гигиеническим требованиям и условиям погоды. При нормальной температуре воздуха в помещении дети находятся в облегченной одежде (синтетические ткани не рекомендуются). Помещение регулярно проветривается.

Закаливание происходит и во время сна в спальной комнате, если в ней поддерживается необходимая температура воздуха, В спальне во время сна открывают фрамуги так, чтобы близко лежащие дети не подвергались охлаждению. Надо следить, чтобы дети во время сна не раскрывались. За 20-30 минут до подъема фрамуги закрывают. Здоровые закаленные воспитанники могут одеваться и раздеваться во время подъема и укладывания при постепенном снижении температуры воздуха в спальной комнате с 21-20 °С до 18-16 °С.

 

Приготовление лимонно-чесночной настойки

На 1 литр кипяченой воды: 2 лимона и 2 головки чеснока. Лимон с цедрой и чеснок мелко порезать, настаивать трое суток при комнатной температуре.

Настойку хранят в холодильнике.

Принимать по 1 чайной ложке за 20 минут до еды утром.

Курс: с ноября по март.

Приготовление йодо-содо-солевого раствора

Из расчета на 200 грамм кипяченой воды - 1 чайная ложка пищевой соды, 1Л чайной ложки соли, 5 капель раствора йода.

Применяется для полоскания горла в старшем дошкольном возрасте и носоглотки в младшем дошкольном возрасте.

Курс: 10 дней в квартал.

Обтирание до пояса варежкой

Условия: варежка на каждого ребенка из махровой ткани, чуть больше ладони ребенка; таз.

В таз наливается вода. Дети друг за другом по очереди мочат варежку, отжимают ее, вначале растирают грудь, затем меняются варежками и растирают спины друг другу. Потом растираются полотенцем в течение 5 минут для легкого покраснения кожи.

Начальная температура воды 34-35 °С, температура воздуха + 23 °С. Температура воды каждые 3-4 дня снижается на 2° и доводится до + 22°С.

Обширное умывание

Ребенок должен открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказав при этом «Раз»; то же проделать с левой рукой.

Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «Раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «Раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» руки, вытереть их насухо.

Примечание: через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а также шею и грудь дети обмывают по 2 раза, приговаривая «Раз, два» и т.д.

Полоскание горла водой комнатной температуры

Эффективным методом, дополняющим закаливание в дошкольной группе, является полоскание горла холодной водой - первоначальная температура 30-32 °С, доводится до комнатной температуры после каждого приема пищи.

Еще больший закаливающий эффект достигается при изменяющейся температуре воздуха в помещениях группы в соответствии с характером деятельности детей: при спокойной деятельности температура более высокая (+20-22 °С); при активной - более низкая (до +16-14 °С).

Методика контрастного обливания ног

При проведении закаливающих процедур должны иметься в наличии: ковш на ,5 л для обливания ног, деревянные мостки, индивидуальные маркированные полотенца. Необходимо обеспечить санитарно-гигиенические условия.

Методика контрастного обливания ног заключается в попеременном воздействии холодной и теплой воды (температура воды: 34-35°С - 25-26°С - 34-35°С).

Обливание проводится только когда, когда у ребенка теплые ноги. Если они охлаждены, их следует предварительно согреть растиранием. Температура воздуха в помещении должна быть 20°С.

После процедуры ноги ребенка насухо вытирают чистым индивидуальным полотенцем.

В холодное время года закаливание проводится после сна, а в теплое время года - после прогулки.

Методика контрастного водного душа

Контрастный водный душ можно принимать в течение 4-5 минут ежедневно после легкой утренней зарядки.

В начале обливание ребенка проводится от плеч теплой водой (+38 °С) в течение 30-35 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 °С и обливание длится 20-25 секунд. Далее процедура повторяется.

Через 7-10 дней разница температур увеличивается до 4-6 °С и постепенно доводится до + 15-16 °С.

Схема проведения закаливания

1 день - температура воды

-38-36-38

2 день -

38-36-38

3 день -

38-36-38

4 день -

38-34-38

5 день -

38-34-38

6 день -

38-34-38

7 день -

38-32-38

8 день -

38-32-38

9 день -

38-32-38 и т.д.

 

Из схемы видно, что каждые 3 дня промежуточная температура воды снижается на 2°С и доводится до 23 °С (38-23-38).

Воздействие горячего закаливания на организм ребенка

Контрастные температуры воды (+ 40°С) и воздуха (+20 °С) действуют на кожу и подкожные ткани, содержащие нервные окончания - рецепторы, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям, как к тепловым, так и к Холодовым. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей сужаются, за счет чего возрастает кровенаполнение в других отдела сердечно-сосудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде. Таким образом, горячее закаливание можно рассматривать как совершенствование терморегуляции.

 

Методика горячего закаливания

Горячее закаливание проходит в IV этапа.

I        этап - обтирание до пояса варежкой, смоченной в воде, температура которой

40 °С . обтирание проводится в следующей последовательности: грудь, живот, верхние конечности, спина. Длительность процедур - 1 -2 минуты. Растереться полотенцем насухо.

II       этап - обтирание в той же последовательности, что и на I этапе. По окончании

Водной процедуры полотенцем не растираться, для тренировки приспособительной реакции к более длительному охлаждающему действию.

Закончить закаливающую процедуру комплексом физических упражнений.

III      этап- обливание под душем, температура воды +40 °С. Длительность процедуры 15-30 секунд. По окончании процедуры промокнуть крупные капли воды и выполнить комплекс физических упражнений.

IV     этап - обливание под душем, температуру воды снижать каждую неделю на 1 °С (с 40 °С до 30 °С).

Длительность I, II, III этапа составляет 3 месяца.

Медотводы: После перенесенного простудного заболевания - 1 неделя (сухое обтирание).

После перенесенной пневмонии - 1 месяц (сухое обтирание).

Статические упражнения, направленные на изменения типа дыхания

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерьюно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила:

-        дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;

-        необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;

-        дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;

-        выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;

-        дышать надо носом.

Диафрагмальное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Ладонь правой руки лежит на животе, левой - на груди. Вдох: брюшная стенка вытягивается, правая рука поднимается, левая неподвижна. Выдох: живот втягивается, при этом правая рука слегка сдавливает брюшную стенку, левая неподвижна. Вдох через нос, выдох - через рот. Сначала выдох спокойный, позже, по мере овладения этим типом дыхания, выдох усиливается и завершается предельным напряжением мышц передней брюшной стенки. Грудное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в колеях. Вдох: правая рука неподвижна, левая поднимается вверх за счет расширения грудной клетки. Выдох: правая рука неподвижна, левая опускается вниз. Вдох через нос, выдох через рот.

Полное дыхание.

Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленях. Вдох: одновременно поднимаются обе руки. Выдох: одновременно опускаются обе руки. Вдох через нос, выдох через рот. .

Исходное положение заем меняют: сначала дыхательные упражнения делают сидя, удобно откинувшись на спинку стула, а потом стоя, акцентируя внимание на диафрагмальном типе дыхания.

Самомассаж ушных раковин

Ушная раковина чрезвычайно богата активными точками: их плотность превосходит таковую на других участках тела в 100 раз. И все они имеют связи с соответствующими областями, зонами головного мозг, а через - них - с внутренними органами. Из этого логично следует, что когда человек моет, вытирает или массирует уши, он воздействует на организм в целом.

Самомассаж ушных раковин проводится с целью укрепления организма и как профилактика заболеваний.

Начинается массаж с поглаживания мочки уха, переходя последовательно на нижнее, среднее, верхнее углубления, после чего массируют заднюю поверхность ушной раковины; растирание - прямолинейное, круговое, щипцеобразное; разминание - надавливание щипцеобразное. В процессе массажа ушной раковины появляется ощущение тепла.

Требования к процедуре самомассажа:

1.      Выполняйте процедуру сидя, все тело должно быть расслабленным.

2.      Дышите спокойно, концентрируя мысли на выполняемых приемах.

3.      Приемы следует выполнять в соответствующей последовательности, плавно, легко, однако, не теряя контакта с кожей.

4.      Постепенно увеличивайте скорость движений и силу воздействия, затем так же постепенно уменьшайте их.

Самомассаж по Уманской

Для повышения адаптационно-защитных возможностей организма, профилактики и лечения заболеваний органов дыхания эффективно применение точечного массажа. Необходимо точное определение массируемых зон и правильная техника массажа.

Схема биологически активных зон

1       - в центре тела грудины, на уровне прикрепления 4-го ребра.

2       - в центре рукоятки грудины.

3       - в центре яремной вырезки грудины.

4       - симметричная, на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы.

5       - в центре надпереносья, в углублении между надбровными дугами.

6       - симметричная, у внутреннего края надбровной дуги

7       - симметричная, между носогубной складкой и серединой крыла носа.

8       - симметричная, в углублении спереди козелка уха.

9       - симметричная, в углублении сзади основания мочки уха.

10     - симметричная, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины.

11     - между 7-м шейным и 1-м грудным позвонками, где при наклоне головы вперед ощущается впадина ниже самого выступающего позвонка.

12     - симметричная, между 1-й и 2-й пястными костями, а конце кожной складки при отведенном большом пальце.

13     - симметричная, на кончиках всех пальцев рук, на 3 мм снаружи угла ногтевого ложа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План оздоровительных мероприятий

 

Сентябрь

1.      Вакцинация препаратом «Гриппол».

2.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

3.      Массаж ушной раковины с 20 сентября по 30 сентября,

4.      Полоскание горла прохладной водой.

5.      Воздушные ванны.

Октябрь

1.      Чесночно-лимонная настойка.

2.      Массаж по Уманской.

3.      Полоскание горла прохладной водой с 20 октября по 30 октября.

4.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание. Прием поливитаминов.

5.      Полоскание горла прохладной водой.

Ноябрь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонная настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 ноября по 30 ноября.

4.      Самомассаж ушной раковины с 1 ноября по 10 ноября.

5.      Массаж по Уманской ежедневно.

Декабрь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла со до-йод о-солевым раствором с 20 декабря по 30 декабря.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Январь

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 января по 30 января.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Февраль

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20февраля по 30 февраля.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Март

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Прием чесночно-лимонной настойки.

3.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20 марта по 30 марта.

4.      Массаж по Уманской.

5.      С-витаминизация.

Апрель

1.      Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.      Полоскание горла содо-йодо-солевым раствором с 20апреля по 30 апреля.

3.      Массаж по Уманской.

4.      Самомассаж ушной раковины с 1 апреля по 10 апреля.

5.      Прием поливитаминов.

Май

1.     Утренняя гимнастика, воздушные ванны, обширное умывание.

2.     Ходьба по массажным коврикам

 

 

 

 

 

 

 

С Днем рождения!

  

 

Фирсову Татьяну Александровну

03 августа

Степанова Сергея Анатольевича

07 августа

Лебедеву Елену Николаевну

13 августа

Терехову Светлану Ивановну

16 августа 

Данильченко Оксану Владимировну 

22 августа