Государственное бюджетное учреждение Калужской области

«Кировский центр социальной помощи семье и детям

«Паруса надежды»

 


 

ПРОЕКТ

«ПАТРИОТ»

(проект по патриотическому воспитанию несовершеннолетних)

 


 

Содержание

1.

Актуальность проекта

3

2.

Нормативно-правовые документы

4

3.

Цель проекта «ПАТРИОТ»

5

4.

Основные задачи проекта «ПАТРИОТ»

5

5.

Сроки реализации проекта

6

6.

Механизм и  этапы  реализации проекта

6

7.

Направления деятельности

6

8.

Принципы воспитания реализуемые  проектом

8

9.

Применяемые технологии

10

10

Прогнозируемые результаты

11

11

Формы работы с детьми

11

12

Межведомственное взаимодействие центра при реализации проекта

12

13

Перспектива развития проекта.

12

14

Комплекс мероприятий  реализации проекта

13

 

 

 Вопрос патриотического  воспитания несовершеннолетних  является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих ограничений и запретов в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Проблема патриотизма и патриотического воспитания является одной из важных проблем жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-психологического феномена, было обусловлено возникновением и становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности. формированием привязанности к родной земле, языку, традициям. С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. Великая русская культура, ценности православия и богатая событиями история серьезная основа для воспитания патриотизма.

Несовершеннолетние, проходящие реабилитацию в ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» и находящиеся в трудной жизненной ситуации  требуют особого педагогического внимания. Научить детей с особенной судьбой  любить Родину в период испытаний, переживать все тяготы вместе со страной, верить в нее, работать во имя процветания родной земли  - главная задача патриотического воспитания в центре сегодня. Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к малой Родине, это и охранение истории и культуры края,  и почитание памяти о Великой отечественной войне. Значимо не только воспитание уважения к традициям и истории своего края в прошлом, но и сопричастности к его сегодняшним проблемам и свершениям. В силу сказанного роль патриотического воспитания в  воспитании несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации,  а значит и в становлении будущего страны и края трудно переоценить. Патриотическое воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании чувства гражданственности, общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Нормативно-правовые документы:

Нормативно-правовой и документальной основой проекта патриотического  воспитания несовершеннолетних «ПАТРИОТ» в ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды» являются:

ØКонституция Российской федерации

ØДекларация прав и свобод человека и гражданина

ØКонвенция о правах ребёнка

ØФедеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

ØФедеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

ØФедеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан  в Российской Федерации»

ØУказ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"

ØУстав ГБУ КО «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»

Цель проекта «ПАТРИОТ»: формирование патриотических чувств и гражданственности несовершеннолетних, становление и развитие высоконравственного, творческого, социально-активного, компетентного гражданина Российской Федерации.

Основные задачи проекта «ПАТРИОТ»:

1.    формирование у несовершеннолетних социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям;

2.  привитие несовершеннолетним чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, другой символики и исторических святынь Отечества;

3.  формирование у несовершеннолетних базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций, а так же  расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

4.    формирование у несовершеннолетних  основ российской гражданской идентичности, основ морали, законности,  норм общественной и коллективной жизни, эстетических потребностей, ценностей и чувств;

5.    укрепление позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

Сроки реализации: проект «ПАТРИОТ» рассчитан на 4 года  (2014-2017гг.)

Механизм и  этапы  реализации проекта

1 этап: подготовительный.

Продолжительность этапа: 2014 год

Содержание деятельности:

• разработка плана по организации и проведения цикла мероприятий;

• привлечение несовершеннолетних и членов их семей для участия в мероприятиях проекта;

• формирование  групп по направлениям деятельности;

·создание на базе центра поискового отряда  «Паруса надежды»

Результат реализации этапа:

• вовлечение детей и подростков в патриотическое движение, направленное на возрождение и укрепление патриотизма, развитие интереса к военно – историческому прошлому.

Применяемые технологии:

• информационная кампания;

• занятия с элементами тренинга для формирования творческих групп;

2 этап: практический.

Продолжительность этапа: 2015-2016 гг.

Содержание деятельности:

Проект  включает в себя следующие направления деятельности:

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

Øформирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;

Øвоспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;

Øформирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;

Øвоспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;

Øформирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

Øвоспитание у несовершеннолетних любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям;

Øвовлечение несовершеннолетних в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;

Øформирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

Øизучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.

Øформирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;

Øформирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

Øизучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;

Øсохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;

Øформирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Принципы воспитания реализуемые  проектом

ØПринцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение к несовершеннолетнему как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, его взаимодействия с личностью и коллективом в  патриотическом воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

ØПринцип природосообразности воспитания предполагает, что патриотическое воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за общество в целом.

ØПринцип культуросообразности воспитания предполагает, что патриотическое воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

ØПринцип незавершимости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит признание того, что в каждом ребенке, подростке  всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершаемое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.

ØПринцип вариативности социального воспитания рассматривает воспитание как один из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, патриотическое), системы воспитания различного уровня (государственная, региональная, муниципальная, локальная), и воспитательные организации различных видов и типов.

ØПринцип коллективности социального воспитания предполагает, что патриотическое воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

ØПринцип центрации социального воспитания на развитии личности предполагает, что стратегия и тактика патриотического воспитания   направлены на помощь детям, подросткам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс патриотического  воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

ØПринцип диалогичности социального воспитания предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков  и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.

Применяемые технологии:

ØКоллективные творческие дела (конкурсная и концертная деятельность, благоустройство исторических памятников, акция посадка деревьев «Аллея Памяти», шефство над ветеранами ВОВ и т.п.)

Øагитбригада;

Øдиспут;

Øтелекоммуникационные и ИНТЕРНЕТ-технологии.

Результат реализации этапа:

Øвовлечение детей и подростков в мероприятия патриотической направленности, формирование активной жизненной позиции, развитие гражданственности и самосознания;

Øувлечение несовершеннолетних идеями патриотизма, духовного и физического самосовершенствования;

Øразвитие совместной деятельности молодёжи и взрослых, позволяющей достичь позитивных и личностно значимых для подростков и молодёжи результатов.

3 этап: аналитический.

Продолжительность этапа: 2017 г.

Содержание деятельности:

           рефлексия выбранной жизненной позиции участников проекта;

           организация диагностических мероприятий с участниками проекта;

           мониторинг эффективности реализации проекта.

Применяемые технологии:

           опрос, анкетирование, тестирование;

           собеседование;

           интерактивная рефлексия;

           анализ.

Результат реализации этапа:

Обобщение и распространение опыта работы патриотического движения: проведение акции «Я – Гражданин своей страны».

Прогнозируемые результаты.

1. Обновится система патриотического воспитания ГБУ КО  «Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды», обеспечивающая формирование у несовершеннолетних  патриотического сознания и уважительного отношения к героическому наследию.

2. Расширятся знания несовершеннолетних  по истории Вооруженных сил России.

3. Возрастет активность и инициативность у несовершеннолетних по оказанию помощи ветеранам ВОВ.

4. Усилится чувство гражданственности и национального самосознания несовершеннолетних.

5. Установятся партнерские взаимоотношения с другими социальными институтами с целью повышения эффективности деятельности всех участников проекта по военно-патриотического воспитания детей и подростков.

6. Расширится содержание деятельности поискового отряда  «Паруса надежды».

Проект реализуется через следующие формы работы с детьми:

Øигры-путешествия

Øвикторины  

Øконцертные программы  

Øэкскурсии  

Øфотовыставки

Øвыставки рисунков, плакатов

Øлитературно-музыкальные гостиные

Øсоциально – значимые акции  

Øвстреча с представителями вооруженных сил, МЧС, МВД, военно-патриотических движений

Øпознавательные беседы

Øагитбригада

Øдиспут

Øвечера встреч с ветеранами ВОВ

Межведомственное взаимодействие центра при реализации проекта

В рамках реализации проекта центр осуществляет межведомственное взаимодействие с:

ØМОМВД «Кировский»

ØУправлением  уголовного розыска УМВД России по Калужской области

Øсоветом  ветеранов ГУУР МВД России

ØМосковской областной общественной организацией «Центр военно-патриотического воспитания граждан и увековечивания памяти погибших при защите Отечества «Каскад»  

Øобщероссийской общественной организации «Офицеры России»

ØМежрегиональной общественной организации ветеранов оперативных служб «Честь»

ØВоенным комиссариатом города Киров, Кировского, куйбышевского и Барятинского районов Калужской области. 

Перспектива развития проекта.

 

Проект «Патриот» открыт для внесения изменений в любой этап деятельности, как со стороны несовершеннолетних, так и всех участников проекта и других заинтересованных учреждений области, города и района 

С Днем рождения!

  

 

Фирсову Татьяну Александровну

03 августа

Степанова Сергея Анатольевича

07 августа

Лебедеву Елену Николаевну

13 августа

Терехову Светлану Ивановну

16 августа 

Данильченко Оксану Владимировну 

22 августа